Реабилитация в пожилом возрасте

 


 

Пожилые относятся к  психологически уязвимой категории людей по причине физиологических и социальных  изменений, связанных с возрастом. В результате травмы, операции, перенесенной болезни, часто неврологического характера,  такие пациенты теряют социально - бытовые навыки, становятся зависимыми от посторонней помощи в силу утраты способности к самообслуживанию.  Бытовые действия, раньше выполняемые самостоятельно, становятся недоступными.

Снижение памяти, интеллекта, способности концентрировать внимание; эмоционально - волевые расстройства (быстрая смена настроения, снижение мотивации, плаксивость, раздражительность, повышенные эмоциональные реакции на вроде бы обычные ситуации, обидчивость), нарушение чувствительности и координации движений, дезориентация в пространстве, вестибулярные нарушения - все это не способствует сохранению душевного равновесия и может привести к затяжной депрессии, и, как следствие - еще большему ограничению подвижности и снижению двигательной активности.

Изменения в поведении и эмоциональном фоне присутствуют у большинства людей, имеющих дегенеративные или сосудистые изменения головного мозга, перенесших инсульт, потерявших опороспособность вследствие травм, испытывающих трудности адаптации к среде в связи с потерей зрения.

Постинсультные когнитивные и эмоционально-волевые расстройства часто являются причиной, ограничивающей восстановление двигательных функций, в том числе самостоятельной ходьбы. Сосудистые и дегенеративные заболевания головного мозга приводят к нарушениям психических функций. Память и интеллект, внимание и умственная работоспособность, эмоциональная и волевая сферы страдают как при диффузном, так и очаговых поражениях мозга, затрудняя процесс реабилитации. 

Беспомощность - основной, постоянно травмирующий фактор в жизни пожилого человека, особенно если до болезни он вел активную жизнь. Дефицит внимания, трудности концентрации, нарушение способности быстрой ориентации в меняющейся обстановке; снижение памяти, особенно на текущие события; замедленность мышления, быстрая истощаемость при умственной работе; сужение круга интересов;  трудности управления собственным телом, неустойчивость и головокружение при ходьбе, приводящие к падениям, осознание себя как обузы для окружающих может давать такие негативные психологические реакции, как  депрессия, агрессия по отношению к себе или близким, неверие в возможность выздоровления.

Чувство неуверенности, страх падения, особенности восприятия и ощущения собственного тела в пространстве сопровождают пожилого пациента. 

Нарушение координации проявляется расстройством целенаправленных движений и статических функций. Движения становятся неточными, неловкими, несоразмерными, непоследовательными, часто не достигают цели.

Для адекватного выполнения любого движения необходима согласованная работа различных мышечных групп. Само движение обеспечивают механизмы, регулирующие выбор соответствующих групп мышц, длительность и силу отдельных мышечных сокращений и последовательность их включения в двигательный акт.

В случае отсутствия координирования мышц происходит изменение качества движения  с потерей его соразмерности и точности, распадается набор нужных движений. 

Задача бытовой реабилитации - возвращение человеку определенной независимости, которая может выражаться в восстановлении навыка ходьбы, улучшении равновесия и координации движений, обучении самостоятельному одеванию и раздеванию, пользованию туалетом, предметами домашнего обихода, бытовой техникой, кухней.

В пожилом возрасте бытовая реабилитация часто осуществляется через адаптацию к имеющемуся дефекту или формирование компенсации.

Психологический фактор ярко проявляется при переломе шейки бедра, эндопротезировании тазобедренного сустава и других заболеваниях опорно - двигательного аппарата, двигательных нарушениях при энцефалопатиях, болезни Паркинсона, после инсульта и травмы позвоночника. Чувство   неуверенности, страх падения, особенности восприятия и осознавания свого тела в пространстве сопровождают пожилого пациента. 

Успех процесса реабилитации во многом зависит от того, удастся ли специалисту по лечебной физкультуре найти контакт с пациентом и создать атмосферу сотрудничества, где больному отводится посильная активная роль. Постановка достижимых целей и совместная упорная ежедневная работа - это психологическая основа достижения положительных результатов реабилитации.  

Такие проблемы как нарушение равновесия, координации движений, утрата навыка ходьбы присоединяются к очень многим заболеваниям и послеоперационным состояниям,   за которыми следует необоснованно длительный постельный режим  без включения лечебной физкультуры. Близкие могут в какой-то мере способствовать ухудшению неврологического статуса и  двигательных навыков  пожилого пациента, если есть непонимание роли ЛФК и трудотерапии в процессе реабилитации.

Встречаются семьи, где старшие члены семьи "заботливо" освобождены от всех дел и посильной физической нагрузки.  Это ведет к преждевременной инвалидизации, "выученной беспомощности", потере мотивации к любым видам активности, а в случае восстановления после пересенной травмы, операции - к затягиванию процесса реабилитации.